Безопасность в Орловской области

3 века на страже Российского государства

В современных условиях МЧС России и вся Российская система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера сохраняет динамику развития, постоянно совершенствуется как в организационном плане, так и в стиле своей деятельности.

Проблемы защиты людей от природных катастроф, вражеских набегов уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни. С незапамятных времен люди стремились расселиться в безопасных местах, менее подверженным природным явлениям. В меру имеющихся возможностей пытались бороться с пожарами, эпидемиями, наводнениями. По мере своего развития человечество понимало, что различным опасностям лучше всего противостоять только объединившись в коллективы и общества. Можно предположить, что данное обстоятельство в определенной мере явилось одной из причин возникновения государств.

1. Исторические предпосылки возникновения служб, входящих на современном этапе в систему МЧС России.

Человечество на всем протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию катастроф.

Наводнения, пожары, ураганы и прочие бедствия испытывали человека на выживаемость. Заставляли его отстаивать свое право на жизнь, и далеко не всегда ему удавалось устоять.

Катастрофы преследовали человека на протяжении всей истории цивилизации. Они запечатлены во множестве дошедших до нас мифов и легенд, исторических свидетельств. Например: Библейская легенда о всемирном потопе. Легенда о гибели Атлантиды. Мифы ацтеков о 5 эрах (периодах) существования земли, каждая из которых завершается катастрофой: 1-я – потопом; 2-я – землетрясением; 3-я – ураганом; 4-я – пожаром; 5 –я (нынешняя) – гибелью солнца.

Катастрофы в самом широком смысле этого слова (вызванные природными явлениями или человеком, стихийные бедствия и войны), воздействуя на развитие цивилизации, сыграли важную роль в оформлении современного облика человечества.

Один из авторитетнейших ученых-историков В. О. Ключевский объяснял, например, причины зарождения городов внешними угрозами, набегами завоевателей; особенности архитектуры – необходимостью защиты от пожаров.

Но, развитие человечества не сделало его жизнь более безоблачной, а наоборот, наполнило ее все новыми опасностями.

Если для отсталых в экономическом плане стран наиболее опасны голод и болезни, то для развитых – промышленные аварии, экологический кризис, угроза ядерной войны и т.д.

Человек долгое время живший в условиях постоянной опасности, вызванной теми или иными природными явлениями, стремился защитить себя, сделать свою жизнь более комфортной и безопасной. И в этом стремлении развил столь бурную деятельность, что теперь уже и самой природе со стороны человека возникла угроза.

Основным источником опасности сегодня является то, что создано человеком, т.е. техносфера.

Таким образом, между человеком и природой появилось серьезное противоречие.

Человек, пытаясь создать для себя комфортные и безопасные условия жизни, окружает себя искусственно созданным миром (миром больших городов), вытесняет самого себя из природы, частью которой он является. А эта искусственная среда обитания (техносфера) подчас несет с собой новые еще более глобальные опасности.

Опасность всегда выражается через связь двух сторон. Одна из них – субъекты опасности (природные явления или техногенные процессы), которые являются источником опасности.

Другая сторона – объекты опасности (люди, материальные, культурные ценности объекты природы) т.е., кто испытывает на себе действие поражающих факторов опасности.

Исторически сложилось так, что человек для достижения своих целей, т.е. создания комфортных условий жизни, производства материальных ценностей, получения прибыли использовал природные ресурсы, не считаясь с теми последствиями, которые эта деятельность может понести природе.

До определенного этапа развития промышленности (то есть до середины XX в.) этот процесс или это отношение к природным ресурсам были оправданы, т.к. природные ресурсы в значительной степени превосходили возможности человека по их использованию.

Но очевидно, что природа не бесконечна и, по мере роста населения и масштабов производства экологические последствия этой деятельности становились все более серьезными и в конечном итоге стали влиять на уровень безопасности человека.

Огромный ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились деревянные постройки. В 1649 году царем Алексеем Михайловичем Романовым был издан «Наказ о градском благочинии» — именно он положил начало создания в России профессиональной пожарной охраны.

В дореволюционной России пожар считался одним из самых тяжких народных бедствий. В 40-50-е годы 19 века Орел выгорал, чуть ли не дотла. Немощеные улицы, непролазная грязь, отсутствие водоснабжения — все это способствовало возникновению больших и частых пожаров. Малочисленная и плохо технически вооруженная городская пожарная команда, возникшая еще в 18 веке, не справлялась с пожарами.

Громадные убытки, наносимые пожарами, неоднократно наводили на мысль городское самоуправление о принятии немедленных мер по укреплении пожарной безопасности города. По инициативе Дмитрия Семеновича Волкова, Орловского городского Головы в 1888 году было образовано Орловское Вольно-Пожарное Общество, на общественные пожертвования богатых горожан укреплена городская пожарная команда.

Революция Октября 1917 года полностью изменила уклад общества. В апреле 1918 г. правительство республики Советов приняло декрет « Об организации государственных мер борьбы с огнем». Впервые в мире охрана народного достояния от пожаров стала делом государственным.

Окончание гражданской войны и переход на мирные рельсы дало возможность пожарной охране вместе со всей страной учиться хозяйствовать, созидать, принимать решения. И можно с гордостью отметить, что в предвоенные годы Орел уже не знал грандиозных пожаров, какие бушевали в России до революции, практически на всех за¬водах создавались добровольные пожарные дружины, пожарная охрана крепла и набирала силы .В эти годы создаются пожарные команды в городах и райцентрах Орловщины.

Один из парадоксов исторического развития человечества заключается в том, что человек, развивая бурную хозяйственную и инженерную деятельность, сам стал создавать источники угроз как для самого себя, так и для окружающей природы.

Таким образом, между человеком, взращенным природой, и ею самой появилось и в последнее время стало быстро усугубляться серьезное противоречие. Его разрешение может быть достигнуто только на основе скоординированных действий всех здоровых сил общества при разумной государственной политике.

Масштабы природных и техногенных катастроф (чернобыльская авария 1986 года, спитакская трагедия в 1988 году) подтвердили назревшую необходимость решения проблем защиты населения и территорий от ЧС на государственном уровне.

2. Этапы развития системы МЧС России.

В 1989 году Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 года была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Названная комиссия и системы существовали до распада СССР.

Аналогичным образом развивался этот процесс и в Российской Федерации. 12 октября 1990 года Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по чрезвычайным ситуациям во главе с заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Однако жизнь показа¬ла, что она не в полной мере могла решать возникающие сложные задачи.

Особенно это касалось организации экстренного реагирования на крупно¬масштабные ЧС. Комиссия не имела собственных сил и средств, ее решения носили чаще рекомендательный характер.

Целесообразно было образовать специальное федеральное ведомство, имеющее свои силы, средства, органы управления.

В связи с этим в 1990 году был создан специальный федеральный орган исполнительной власти — Российский корпус спасателей на правах государственного комитета, который после ряда преобразований превратился (1994 г) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по¬следствий стихийных бедствий (МЧС России). Преследовались цели — радикально улучшить работу по защите населения и территории России при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придать этой работе общенациональную значимость, возвести ее на уровень государственной политики.

МЧС России вступило в XXI столетие в обновленной структуре. Теперь на него возложены также задачи по обеспечению противопожарной безопасности государства. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года пожарная охрана вошла в состав МЧС России.

Для функционирования системы обеспечения пожарной безопасности создана пожарная охрана. В зависимости от выполняемых функций пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

1) ГПС (Государственная противопожарная служба).

2) Ведомственная пожарная охрана.

3) Добровольная пожарная охрана.

4) Объединения пожарной охраны.

Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения ПБ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами. Этим же Законом регламентированы основные задачи, стоящие перед пожарной охраной в целом, а именно:

1. Организация предупреждения пожаров.

2. Тушение пожаров и проведение, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

3. Основные положения информационной политики МЧС России.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Шойгу Сергей Кужугетович в интервью корреспондентам сказал так: «Государственная противопожарная служба имеет хорошие традиции. Выполняет она в основном узкую, но очень важную целевую задачу — профилактику и тушение пожаров, оказание людям помощи во время пожаров. Спасательные службы МЧС тоже участвуют в ликвидации последствий та¬кого рода ЧС, только спектр их деятельности более широкий. Поэтому начавшееся объединение должно увеличить в несколько раз наши ресурсы и интеллектуальный потенциал, что позволит лучше выполнять стоящие задачи».

Заключение.

Подводя общие итоги деятельности МЧС России и РСЧС, можно с полной уверенностью сказать, что прошедшие годы убедительно подтвердили обоснованность, социально-политическую и экономическую целесообразность их создания. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных

структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям разрознен¬но, без должной организованности и взаимодействия. Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Впервые в отечественной истории деятельность в данном направлении была регламентирована законодательными актами государства.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.

В результате целенаправленного реформирования были значительно укреплены силы системы, созданы эффективные профессиональные мобильные подразделения центрального и регионального подчинения. Ведомственные и территориальные формирования аварийно-спасательного назначения вошли в группировки сил РСЧС и планово задействуются в случае чрезвычайных ситуаций. Значительно вырос профессионализм спасателей. Радикально улучшилось техническое оснащение сил. Принципиально изменилось и усовершенствовалось финансовое и материально-техническое обеспечение системы. Внедрен механизм помощи территориям за счет чрезвычайного резервного фонда Правительства Российской Федерации. На всех уровнях созданы резервы материальных ресурсов на случай ЧС. Решается вопрос о распределении финансовой и материальной ответственности при чрезвычайных ситуациях между уровнями государственной власти, органами местного самоуправления.

Развернуто широкое международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на двусторонней и многосторонней основе. РСЧС высокими темпами интегрируется в мировое аварийно-спасательное сообщество. Активность и успехи на международной арене снискали ей значительный авторитет.