Безопасность. Орловская область

Безопасный туризм: Опасность в альпинизме

В течение нескольких лет проанализировали причины более 800 несчастных случаев с альпинистами в горах Памира, в том числе 77 со смертельным исходом. В числе причин несчастных случаев названы:

  • срывы и падения со скальных и ледовых склонов – 48%
  • попадания в снежные лавины – 20%
  • попадания под камнепады – 13%
  • обморожения — 6,2%
  • падения в трещины — 7,4%
  • другие причины — 7,4%.

Первопричинами (истинными причинами) этих чрезвычайных происшествий являлись:

  • нарушение правил страховки и самостраховки 46,7%
  • тактические ошибки — 29,5%
  • технические причины (низкое качество оборудование, снаряжения и инвентаря) — 12,9%
  • отсутствие нужного инвентаря и снаряжения — 4,5%
  • нарушение дисциплины — 6,4%.

АльпинизмВ отдельные годы происходит увеличение случаев обморожения до 25%. Несчастные случаи в горах со смертельным исходом из общего числа травм достигали в отдельные годы 9 % и даже 14 %. Анализ этих тяжелых случаев показал, что значительные механические повреждения (переломы костей, разрывы связок и мышц, обильные кровотечения), а также различные заболевания сочетались и усугублялись другими неблагоприятными факторами: низкой температурой воздуха, низким атмосферным давлением, сильным ветром, снегопадом и особенно некомфортной, не щадящей транспортировкой больного, продолжительность которой до базового лагеря в горных условиях составляла иногда 4-6 часов. Отсутствие качественной радиосвязи, воздушного транспорта и современных средств транспортировки потерпевшего усугубляло обстановку. Все это в сумме и создавало «синдром взаимного отягощения», что и приводило к летальному исходу.

Таким образом суммируя вышесказанное, можно прийти к заключению, что подавляющее большинство несчастных случаев в туризме непосредственно не связано с высокой сложностью походов, маршрутами в отдаленных районах, опасными препятствиями. Не оказывают решающего влияния на вероятность травматизма, как правило, ни погодные условия, ни плохая видимость, ни время суток. Определенное увеличение риска отмечается при некоторых видах передвижения и в отдельные сезоны.

Все это говорит о том, что нельзя снизить туристский травматизм, например, с помощью рекомендаций о замене сложных путешествий походами по легкодоступным маршрутам.

Отказ от сложных маршрутов одновременно означал бы и отказ от маршрутов наиболее интересных, пролегающих по самым живописным и экзотическим районам страны, куда имеется естественная тяга всех увлекающихся туризмом. Заменить же в этих районах сложные маршруты простыми, с сохранением того же объема получаемой людьми полезной информации, тех же положительных эмоций сейчас не представляется возможным. Главным направлением для «обезвреживания» маршрутов в настоящее время, очевидно, может быть последовательное и планомерное (но не ломающее ландшафта и не лишающее его основных достоинств для путешественников) благоустройство наиболее популярных трасс походов, сооружение простейших опорных пунктов для отдыха, снабжение туристов индивидуальными радиопередающими устройствами для связи с поисково-спасательной службой, принятие нормативно-правовой базы в регионах по обеспечению безопасности туристической деятельности все это, несомненно, поможет устранить источники опасности, зависящие от самих маршрутов.

Благоустройство туристских трасс, конечно, не исключает разумных ограничений на участие людей в сложных путешествиях. На маршруты, отличающиеся повышенной опасностью способа передвижения и сезона (например, в весеннее время по порожистым рекам, когда обычно стоит неустойчивая погода, часто мало известен характер естественных препятствий), целесообразно допускать только группы, имеющие определенное снаряжение и средства аварийной сигнализации.

Изучением маршрутов и анализом несчастных случаев занимается Туристско-спортивный союз России (ТССР), в рамках ТССР действуют маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) по каждым видам спорта, которые, в том числе, контролируют прохождения спортсменов по маршрутам. Однако деятельность ТССР в области обеспечения безопасности горных туристов, во-первых, ограничивается контролем за соблюдением контрольных сроков (МКК, на основе предоставляемых им данных, смотрят за тем, прошли ли туристы в указанные сроки отрезок маршрута), а во-вторых, распространяется лишь на спортсменов, оформивших маршрутные книжки. Таких людей, в России не более 5% от общего числа «самодеятельных» путешественников (300 тысяч человек из примерно 6 миллионов).

Основная проблема — отсутствие связи: зона покрытия обычной мобильной связи часто ограничивается населенными пунктами, а что уж говорить о высокогорных районах. На Эльбрусе, эту проблему не так давно удалось решить, и теперь у заблудившихся на одной из популярнейших вершин туристов есть возможность связаться с внешним миром. Однако это — скорее, исключение. Как правило, сообщить о несчастном случае у туристов просто нет возможности.

Работу спасателей, вынужденных порой неделями разыскивать пропавших без вести туристов или альпинистов, могло бы значительно облегчить распространение переносных буев международной космической системы спасения «КОСПАС-САРСАТ», использующейся сегодня для поиска и спасения потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов. Буй системы позволяет передать сигнал на спутник, откуда данные о потерпевших через несколько минут поступают в радиоцентр. В переносном варианте (весом 1 кг) подобный буй был создан еще 10 лет назад.