Безопасность. Орловская область

Электросеть автомобиля как источник пожара

Проблемы с электросетью автомобиля и, как следствие, ее аварийный режим работы является распространённой причиной возникновения пожара. Основным фактором, указывающим на данную причину, чаще всего являются оплавившиеся участки жил проводников в электросети автомобиля. Подтверждением или опровержением данной теории, а также определением причинно-следственной связи между неисправностями в электрической сети и возникновением пожара занимается пожарно-техническая экспертиза. В рамках нее проводится анализ пожароопасных процессов, характерных для аварийной работы электросети автомобиля, таких как:

Электросеть автомобиля как источник пожара

Токовая перегрузка – превышение значения суммарного тока при прохождении по элементу электросети, номинальное значение которого не рассчитано на такие перегрузки, в результате чего происходит нагрев проводника, старение изоляции и ее повреждение.

Короткое замыкание – соединение разнополярных проводников при  малом сопротивлении, в результате чего происходит нагрев жил до высоких температур, что приводит к оплавлению изоляции.

Образование больших переходных сопротивлений, в результате которых в местах контактных соединений, выполненных без специальной опрессовки или пайки, возникает нагрев токоведущих элементов до температуры самовоспламенения или тления.

Пожарная экспертиза электросети автомобиля начинается с визуального осмотра, в результате которого в очаге пожара выявляются оплавленные проводники, и проводится их изъятие, при этом упаковка опечатывается и подписывается лицами, участвующими в осмотре, наносится поясняющая надпись, указывающая длину, сечение провода, место и время его изъятия. Далее проводятся лабораторные исследования изъятых проводников, позволяющие установить причину их оплавления, и уже после этого экспертом проводится исследование, устанавливающее причастность изъятого проводника к причине пожара.

Главной проблемой при исследовании проводников электросети автомобиля служит физические повреждения исследуемых участков проводов, возникающие в процессе тушения транспортного средства. К основным проблемам можно отнести попадание огнетушащих средств (воды, порошка, углекислоты и других) и  воздействие жидкостей и материалов, образовавшихся в ходе сгорания или расплавления устройств или элементов автомобиля.

Как видно из вышесказанного, экспертиза пожара автомобиля – достаточно сложный и трудоемкий процесс, включающий в себя несколько этапов анализа и исследования, требующий от специалиста профильный уровень знаний и продолжительного опыта работы в данном направлении.