Безопасность в Орловской области

Как предприниматели выживают в условиях кризиса: исследование

Благодаря финансированию научного проекта со стороны независимого благотворительного фонда «Хамовники» ученые отправились на Дальний Восток, чтобы оценить стратегии выживания местных предпринимателей. Кризис ударил по региону достаточно сильно, и малый бизнес здесь, особенно в Хабаровском крае, переживает далеко не лучшие свои времена.

Масштабные программы финансирования из центра, вливавшие в регион жизнь в 2013-2014 гг., иссякли, так что предприниматели остались наедине со своими проблемами. У них закрылся доступ к дешевым деньгам, снизилось количество клиентов. Еще недавно финансирование проектов государственного уровня давало огромный приток средств в регион, поднимало средние доходы населения и делало малый бизнес простым и доходным занятием. Особенно для тех, кто сидел неподалеку от «бюджетной кормушки».

После заявленного правительством «поворота на Восток» многие чиновники и сотрудники государственных монополий стали получать существенный «бонус к зарплате», а госбанки, отвечающие за финансовую поддержку проектов, не скупились в выделении средств. Около 10% населения так или иначе зарабатывали на государственных стройках, и это создавало хороший спрос в сфере товаров и услуг.

Однако ситуация поменялась в 2015-м, и чем дальше, тем сильнее видны эти изменения. Формальные параметры все еще в плюсовой зоне: предприятия Дальнего Востока показали рост на 2% за год, число фирм увеличилось на 1300, финансирование социальных проектов из бюджета возросло почти на 15%, гарантируя платежеспособность хотя бы части населения, а с телеэкрана официальные лица продолжают постоянно заявляют о внедрении новых программ поддержки малого и среднего бизнеса. Тем не менее настроения среди предпринимателей, с которыми пообщались представители благотворительного фонда, не радужные. Бизнесмены отмечают усиление «налоговой удавки», рост числа проверок со стороны госслужб, а также рост конкуренции со стороны «нелегалов», работающих в тени и выигрывающих по цене за счет отсутствия необходимости платить налоги.

Чтобы понять механизм выживания бизнеса, растерявшего большую часть клиентов в течение одного года, эксперты, победившие в грантовом конкурсе фонда Александра Клячина, отправились на полевое исследование и собрали биографические интервью с бизнесменами края. По их мнению, здесь сформировался иной тип «выживающей» экономики. Уровень автаркии дальневосточных домохозяйств гораздо выше среднего по России, к тому же большое значение имеют личностные связи. Обычная экономическая наука, сосредоточенная на финансовых и товарных потоках, в местных условиях не работает. Вместо этого конкретный производитель товара опирается на такого же конкретного его потребителя. Зачастую для этого используются социальные сети и сарафанное радио. Возможно, делают вывод исследователи, такой тип экономики в дальнейшем распространится и на другие регионы, особенно те, что находятся вдали от центра.