Безопасность. Орловская область

Комиссии по чрезвычайным ситуациям

Полный перечень координационных органов РСЧС дан в Положении «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.

Координационными органами РСЧС являются:

— на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

— на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

— на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

— на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Необходимо отметить, что в данном вопросе мы будем рассматривать основные положения, задачи и состав комиссии по чрезвычайным ситуациям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (или КЧС органа местного самоуправления) (далее—КЧС).

КЧС осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.

КЧС в своей деятельности руководствуется законами и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, администрации области и города. Свою деятельность КЧС осуществляет во взаимодействии с органами местного самоуправления.

Основными задачами КЧС являются:

— организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС;

— организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС;

— обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;

— организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

— участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

— взаимодействие с другими комиссиями по ЧС, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае необходимости — принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации ЧС;

— руководство работами по ликвидации ЧС, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

— планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;

— организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;

— руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений РСЧС к действиям в ЧС.

Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

— организует разработку и вносит на рассмотрение мэрии города проекты постановлений и других документов по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе последствий радиационного загрязнения территории и объектов города, защиты населения, мобилизационной подготовки народного хозяйства города;

— организует разработку и осуществление на территории города мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, стихийных бедствий, аварий и катастроф;

— осуществляет контроль за выполнением мероприятий по повышению мобилизационной готовности организаций и объектов, районов города;

— участвует в разработке мобилизационных планов народного хозяйства города (плана на расчетных год);

— координирует работы по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на продукцию, включаемую в мобилизационные планы, на объекты повышенного риска и системы жизнеобеспечения населения;

— осуществляет руководство функционированием РСЧС;

— организует подготовку спасателей к действиям в ЧС и выживанию в экстремальных условиях;

— осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности ОИВ, местного самоуправления, предприятий, организаций независимо от форм собственности, по вопросам социально-экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий или катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, а также реабилитацию территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и контроль за осуществлением мероприятий в этой области;

— организует прием граждан по вопросам, отнесенным к компетенции КЧС;

— организует совместно с заинтересованными ОИВ разработку концепций и предложений по режиму природопользования, безопасному производству и хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях;

— участвует в подготовке предложений по вопросам, отнесенным к его компетенции, по разработке схем развития и размещения производственных сил, проектов районной планировки и застройки территорий с учетом радиационных, социально-экономических и других факторов, направленных на защиту населения и окружающей среды в районах, подвергшихся загрязнению;

— осуществляет надзор за выполнением установленных нормативных требований по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, состоянием готовности ОУ, сил и средств РСЧС к проведению поисково-спасательных, АСДНР при возникновении ЧС;

— контролирует выполнение органами местного самоуправления, предприятиями заданий по переселению жителей из радиоактивно загрязненных районов (домов), созданию для них необходимых социально-бытовых условий в новых районах проживания, а также строительство жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры для граждан, проживающих в местах, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

— участвует в проведении экспертизы градостроительной документации и проектов строительства объектов в части соблюдения требований ГО и мобилизационной подготовки народного хозяйства;

— координирует деятельность ОМСУ по проведению АСР, ликвидации разливов нефтепродуктов, вредных химических и РВ на водоемах города;

— организует оповещение и информирование населения о ЧС, контролирует создание и работу соответствующих локальных и территориальных систем оповещения;

— организует совместно с заинтересованными организациями и координирует работу по прогнозированию вероятности возникновения ЧС природного техногенного характера, их моделированию, районированию территории города по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на ОНХ и территориях;

— организует установленным порядком совместно с заинтересованными организациями, ОИВ формирование и доставку гуманитарной помощи населению города, пострадавшему в результате ЧС;

— определяет совместно с ОИВ и ОМСУ состав, размещение и оснащение сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;

— утверждает инструкцию, нормы, правила и другие нормативно-методические документы по вопросам, входящим в компетенцию КЧС;

— организует создание, подготовку и использование аварийно-спасательных подразделений постоянной готовности для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации ЧС;

— организует работу по привлечению в установленном порядке общественных объединений и отдельных граждан, в том числе иностранных, имеющих соответствующие знания и опыт, к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

— ходатайствует перед администрацией города по вопросам финансового и материально-технического обеспечения управлений ГОЧС города и районов, аварийно-спасательных и других формирований КЧС, контролирует финансирование в установленном порядке из резервного фонда мэрии мероприятий по ликвидации ЧС, использованию выделенных материальных и финансовых ресурсов;

— организует разработку методик определения материального ущерба от возникающих ЧС;

— координирует разработку, утверждает или согласовывает программы обучения населения, подготовки должностных лиц ОУ и подразделений РСЧС к действиям в ЧС, организует и осуществляет аттестацию спасателей и аварийно-спасательных формирований;

— организует подготовку работников мобилизационных органов, руководит разработкой системы их обучения и программ обучения;

— обеспечивает по вопросам, относящимся к компетенции КЧС, проведение мероприятий по защите государственной тайны, развитию специальной связи, защите служебной информации;

— обеспечивает безопасность работников КЧС, других ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС, сохранность грузов, в том числе гуманитарной помощи, доставляемых по линии КЧС в районы бедствия;

— осуществляет в установленном порядке связь с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, преодоления последствий радиоактивного загрязнения территорий, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов экономики при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

В состав комиссии, как правило, входят заместители главы администрации, представители органов военного командования, внутренних дел, правоохранительных органов, структурных подразделений администрации, руководители крупнейших организаций города, а также организаций, отвечающих за проведение отдельных видов работ при ликвидации ЧС и обеспечение действий сил РСЧС (здравоохранения, противопожарных, общественного питания, образования и др.). Кроме того, в состав комиссии могут назначаться представители научных, общественных организаций, средств массовой информации.

Для ведения текущей работы в комиссии назначается секретариат, в который, как правило, входят сотрудники управления делами администрации и представители управления ГОЧС.

Состав комиссии назначается Постановлением главы субъекта Российской Федерации (местного самоуправления). Замещать установленных Постановлением членов комиссии на ее заседаниях другим должностным лицам, как правило, не разрешается.

Работа комиссии организуется по годовым планам работы. Заседания проводятся по необходимости, но не реже одного раза в квартал и оформляются протоколами.

В целях обеспечения оперативности в работе КЧС для решения вопросов, связанных с предупреждением или ликвидацией ЧС, при КЧС могут создаваться подкомиссии по видам ЧС. Они возглавляются одним из членов КЧС как правило, одним из заместителей главы администрации или председателя КЧС или одним из ответственных членов КЧС. Подкомиссия должна самостоятельно обеспечить предупреждение и ликвидацию местной ЧС. К примеру, в составе КЧС могут быть образованы подкомиссии по решению вопросов, связанных с пожарами (возглавляется начальником ОГПС МЧС России), авариями на транспорте (возглавляется начальником ОГИБДД УВД города), нарушениями в работе КТС города (возглавляются руководителями электросетей, водоканала и т.п.) и другие подкомиссии. Данные подкомиссии могут также действовать и как оперативные группы КЧС.

Для выяснения причин ухудшения обстановки на подведомственной территории, при возникновении ЧС в район бедствия высылается оперативная группа КЧС. Ее состав формируется из членов КЧС с привлечением необходимых специалистов. В ЧС органы управления и организации города в зону ЧС могут направлять и свои оперативные группы, которые действуют под руководством оперативной группы КЧС города.

Оперативная группа управления ГОЧС города, как правило, в зону ЧС прибывает раньше оперативной группы КЧС. До прибытия оперативной группы КЧС она производит сбор данных об обстановке и докладывает об этом старшему начальнику, готовит место работы оперативной группе КЧС (обеспечивает рабочие места, готовит средства связи, организует РХН), подготавливает предложения начальнику оперативной группы КЧС по организации АСДНР.

До прибытия оперативной группы КЧС оперативная группа управления может взять управление проведением АСДНР на себя: организовать принятие экстренных мер по защите населения, распределять прибывающие силы и средства по объектам работ, руководить проведением АСДНР. С прибытием оперативной группы КЧС она переходит в ее подчинение и действует в интересах начальника оперативной группы КЧС.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что КЧС субъекта Российской Федерации (местного самоуправления), в тесном сотрудничестве с управлением ГОЧС, должна организовать и обеспечить выполнение комплекса мероприятий по предупреждению и ликвидации местных ЧС, которые могут иметь место на подведомственной территории, координировать действия всех органов управления и сил РСЧС.