Безопасность. Орловская область

Особенности управления аутсорсинговыми процессами в соответствии со стандартом ИСО 9001

Международные стандарты ИСО актуальны для многих организаций, желающих повысить свою эффективность. Над содержанием стандартов ведется постоянная работа, они улучшаются, совершенствуются, дополняются, чтобы их применение на практике было проще и доступнее. Так, в дополнение к выпуску Международного стандарта ISO 9001:2008 (тут можно пройти сертификацию) комитетом ISO/TC 176/SC 2 были опубликованы некоторые руководящие модульные документы (пакет вводной и вспомогательной документации):

  • Руководство по разделу 1.2 «Применение».
  • Руководство по требованиям стандарта к документации.
  • Руководство используемой в ISO 9001 и ISO 9004 терминологии.
  • Руководство по концепции процессного подхода и его применению к СМК.
  • Руководство по «Аутсорсинговым процессам».

9001

В данной статье речь пойдет об особенностях управления аутсорсинговыми процессами. Глагол «outsource» в переводе с английского обозначает «передавать независимому подрядчику» и «нанимать на стороне».

В стандарте ISO 9001:2008 говорится, что аутсорсинговый процесс является необходимым для СМК организации и что компания хочет выполнять его внешней стороной. Данный процесс может выполняться поставщиком, полностью независимым от организации или являющимся частью этой же материнской компании (к примеру, отдельный департамент, не подчиненный той же самой СМК). Это может осуществляться на независимом участке, в пределах физического помещения либо окружающей среды работы компании или в каком-то другом варианте. Стоит отметить, что гарантированное управление аутсорсинговыми процессами не освобождает компанию от ответственности за соответствие всем требованиям заказчиков, регуляторным и законодательным требованиям.

Пункт 4.1 стандарта говорит о том, что в случае передачи организацией процесса, затрагивающего соответствие требованиям продукта, на сторону организация должна гарантированно осуществлять управление таким процессом. Степень и тип управления, которые применяются к этим аутсорсинговым процессам, должны определяться в пределах СМК – системы менеджмента качества. Степень и тип управления зависят от разных факторов, в том числе:

  • Степень распространенности управления процессом.
  • Способность достижения необходимого управления.
  • Потенциальное воздействие аутсорсингового процесса на способность компании производить соответствующий требованиям продукт.

Процессы, необходимые для вышеупомянутой системы менеджмента качества включают процессы для действий руководства, а также обеспечения ресурсами, реализации продукта и, кроме того, измерения, анализа и улучшения.