Безопасность. Орловская область

Порядок учета пожаров и их последствий

По статистическим данным, на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем около 300 тысяч пожаров. Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей.

Для обеспечения пожарной безопасности кроме соблюдения требований «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» необходимо знать:

— во-первых, где, когда, сколько и какие были пожары;

— во-вторых, сколько человек погибло или получили увечья при этом пожаре;

— в-третьих, какой материальный ущерб был нанесен этим пожаром.

Для этих целей в Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» учету подлежат все пожары независимо от места их возникновения и последствий за исключением:

— случаев горения, обусловленных спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов;

— случаев горения как результата обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глаженье, копченье, жаренье, плавление и др.);

— взрывов, вспышек и разрядов статического электричества;

случаев короткого замыкания электросетей в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;

— горения отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни;

— покушений на самоубийство и самоубийств путем самосожжения, не приведших к гибели или травмированию других людей;

— пожаров, произошедших на объектах собственности международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинен материальный ущерб или наступили другие последствия для юридических и (или) физических лиц Российской Федерации.

Необходимо отметить, что перечисленные исключительные случаи подлежат учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство или самоубийства путем самосожжения) либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляют:

— Государственная противопожарная служба МЧС России — в населенных пунктах и на объектах, на которых она осуществляет государственный пожарный надзор, а также на транспортных средствах, если пожары на них возникли в пути следования или на временных стоянках (по месту их обнаружения);

— Главное управление, управления внутренних дел на транспорте МВД России — на подвижном составе железнодорожного транспорта и объектах, на которых они осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности;

— Федеральные органы исполнительной власти, юридические лица — на объектах, на которых они по соглашениям с Государственной противопожарной службой МЧС России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности.

— Объединения, предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщать в органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России (если иное не установлено соглашениями с Государственной противопожарной службой МЧС России) о всех случаях пожаров и представлять необходимые материалы в ходе их расследования.

Особенностью учета пострадавших при пожаре лиц, является то, что осуществляется на основании сведений, представляемых медицинскими учреждениями. Причем медицинские учреждения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности обязаны немедленно сообщать в органы, подразделения, ответственным работникам соответствующих федеральных органов исполнительной власти о пострадавших при пожарах лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также об умерших от травм, полученных на пожаре.

Материальный ущерб, который был нанесен вследствие пожара, подлежит учету независимо от степени его возмещения.

Материальный ущерб в результате уничтожения пожаром основных фондов на стадиях незавершенного капитального строительства и капитального ремонта рассчитывается исходя из объема выполненных работ. Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром оборотных средств определяется путем исключения из стоимости материальных ценностей по ценам учета на момент пожара стоимости материальных ценностей, оставшихся после него. Стоимость продукции собственного производства, в том числе находящейся на стадии незавершенного производства, определяется исходя из ее первоначальной стоимости и затрат на ее обработку, произведенных до момента пожара. Готовая продукция, сырье, материалы и другие материальные ценности (включая малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), находящиеся на складах (базах), оцениваются по оптовым, закупочным ценам с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, накладных расходов и норм естественной убыли на момент пожара, а в розничной торговле — по розничным ценам. Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром личного имущества граждан определяется на основе документов собственника, по застрахованному имуществу — на основе данных страховых организаций по расчетной сумме ущерба исходя из розничных цен, действующих на момент страхования (перестрахования), за вычетом стоимости оставшегося имущества, годного к дальнейшему использованию, а при отсутствии указанных документов — в порядке, устанавливаемом Государственной противопожарной службой МЧС России.

При этом необходимо отметить, что учет прямого материального ущерба от пожаров федеральными органами исполнительной власти осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, предприятий, учреждений, организаций, на которых произошел пожар; сведений страховых организаций; выписок из решений судебных органов; документов собственников личного имущества.

Причем в прямой материальный ущерб от пожаров включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам, кроме того, прямой материальный ущерб в результате уничтожения или повреждения пожаром основных фондов определяется по остаточной стоимости с учетом последней переоценки за вычетом стоимости остатков.

В заключение хочется отметить, что:

— во-первых, порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

— во-вторых, установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.