Безопасность. Орловская область

Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки

Для приобретения необходимых навыков по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в области гражданской обороны, а также проверки готовности органов управления и сил гражданской обороны с их личным составом в установленном порядке периодически проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Учения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, а также в организациях проводятся по планам МЧС России или соответствующих руководителей гражданской обороны, согласованным с заинтересованными органами управления, организациями и учреждениями.

Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки

Учения, имеющие общефедеральное значение, проводятся по решению Правительства Российской Федерации.

Оперативная подготовка является важным видом подготовки руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны, слаживания органов, осуществляющих управление гражданской обороной, частей, подразделений и других формирований, отработки вопросов руководства силами и средствами, их взаимодействия и всестороннего обеспечения.

Основными принципами оперативной подготовки являются:

  • соответствие целей и содержания оперативной подготовки возможной обстановке в условиях современных вооруженных конфликтов и войн, характеру выполняемых задач и уровню подготовки органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны;
  • умелое сочетание различных форм и методов обучения с последовательным переходом к более сложным и масштабным формам обучения, максимальное приближение к условиям реальной действительности, учет опыта минувших войн и проведенных учений;
  • единство обучения и воспитания, научность, высокое методическое мастерство руководителей занятий, учений и тренировок, проведение основных мероприятий оперативной подготовки под руководством старших начальников и другие.

Оперативная подготовка руководящего состава гражданской обороны организуется на основании распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив МЧС России, Плана основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России и Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на очередной год.

При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки необходимо также руководствоваться методическими рекомендациями МЧС России по подготовке и проведению командно-штабных учений по отработке вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации в республике, крае, области.

Главные усилия в оперативной подготовке сосредоточиваются на подготовке органов управления, для которых основной формой обучения являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

При планировании учений и тренировок главное внимание должно уделяться отработке вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени, правильному определению мероприятий по защите населения в очагах поражения, путей и методов их реализации.

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей и наиболее эффективной формой оперативной (для городского и районного звена — оперативно-тактической) подготовки руководящего состава РСЧС и гражданской обороны.

По масштабам КШУ могут проводиться в границах:

  • Российской Федерации;
  • региона (военного округа);
  • субъекта Российской Федерации;
  • муниципального образования (города, района, поселка);
  • группы городских и сельских районов;
  • объекта, а также с центральными аппаратами министерств и ведомств.

Учения в зависимости от числа привлекаемых на них звеньев управления могут быть одностепенными и многостепенными.

Основными целями КШУ по вопросам гражданской обороны являются:

  • проверка реальности планов гражданской обороны и защиты населения;
  • проверка готовности к организованному переводу гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени;
  • совершенствование готовности руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям к осуществлению руководства проведением всего комплекса мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
  • отработка вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения АСДНР и т.д.

Темы, состав привлекаемых на учения органов управления, служб и сил гражданской обороны, а также конкретные сроки и продолжительность проведения КШУ определяет руководитель учения или руководитель гражданской обороны.