Безопасность. Орловская область

Командно-штабные учения

КШУ проводятся на картах и местности с развертыванием систем управления, связи и оповещения.

На учения в субъекте Российской Федерации, как правило, привлекаются:

  • главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или их заместители, территориальные органы МЧС России, аварийно-спасательные службы, эвакоорганы данного субъекта Российской Федерации;
  • руководители органов местного самоуправления, органы осуществляющие управление гражданской обороной, всех или части городов, районов, а также категорированных объектов экономики в полном составе, часть сил гражданской обороны;
  • оперативные группы органов управления остальных городов, части районов и объектов экономики со средствами связи.

По решению региональных центров МЧС России на такие учения могут привлекаться воинские части гражданской обороны или только командиры и штабы этих частей, по согласованию с военным командованием — оперативные группы других воинских частей, привлекаемых для решений задач гражданской обороны, военных комиссариатов и гарнизонов.

В ходе КШУ на фоне созданной оперативной обстановки на ряде объектов экономики могут проводиться комплексные учения и тактико-специальные или комплексные учения (тренировки) с привлекаемыми формированиями, а в некоторых случаях – комплексные районные (городские) учения с взаимодействующими районами (городами).

Командно-штабные учения во всех звеньях проводятся, как правило, с занятием пунктов управления (ПУ), а также с использованием средств связи и вычислительной техники.

Продолжительность КШУ должна обеспечивать отработку запланированных мероприятий в полном объеме.

Командно-штабные учения

Руководство проведением КШУ осуществляют в зависимости от их масштаба начальники региональных центров МЧС России, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, руководители организаций.

Подготовка и проведение командно-штабных учений осуществляются в соответствии с действующими организационно-методическими документами и пособиями по данному вопросу.

Руководитель учений (как правило, руководитель гражданской обороны соответствующего уровня), назначает необходимое количество заместителей (помощников) по наиболее важным и сложным вопросам, создает штаб руководства учением и необходимый (с учетом замысла и учебных целей учения, а также состава участников) посреднический аппарат.

Подготовка командно-штабного учения начинается не менее чем за один-три месяца до его начала и включает:

  • разработку плана проведения учения, организационных указаний и других организационно-методических и оперативно-тактических документов по проведению учения;
  • подготовку руководства и посреднического аппарата, подготовку обучаемых;
  • подготовку района проведения учения.

Основным рабочим документом по подготовке учения является календарный план, в котором перечисляются конкретные мероприятия по всем указанным этапам подготовки учения, сроки их выполнения и ответственные лица.

Подготовка руководства и посредников имеет целью обеспечить правильное понимание ими замысла учения, требований приказов, положений, уставов, наставлений и руководств, а также изучение района предстоящего учения.

Подготовка района учения заключается в оборудовании пунктов управления, организации связи и комендантской службы, в подготовке имитации, реализации необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Командно-штабное учение, как правило, начинается с оповещения и сбора в местах постоянного размещения органов управления, руководящего состава по учебному сигналу. С прибытием личного состава руководитель КШУ доводит до них обстановку и ставит задачи.

КШУ на местности могут начинаться в местах постоянной дислокации или исходного района (согласно замыслу учения и созданной обстановке).

Как правило, первым этапом (учебным вопросом) учений планируется приведение органов управления и привлекаемых подразделений в боевую готовность.

Системы речевого оповещения об аварии это неотъемлемая составляющая безопасности любого предприятия или организации. Такие системы особенно необходимы на предприятиях, работающих в условиях повышенной вероятности возникновения аварий.