Безопасность. Орловская область

Проведение АСДНР при разрушении зданий и сооружений

Определенную сложность представляет извлечение пострадавших с верхних этажей частично разрушенных и поврежденных зданий.

Поскольку во многих случаях повреждение зданий проявляется в обрушении лестничных маршей и лестничных пролетов, извлечение пострадавших возможно только путем использования пожарных авто лестниц, автовышек, а в отдельных случаях — и при помощи спасателей-альпинистов и вертолетов.

Проведение АСДНР при разрушении зданий и сооружений

Среди средств малой механизации, используемых для подъема строительных конструкций, наиболее эффективными являются пневматические домкраты-подушки, а также гидравлические домкраты. Подъемная сила, создаваемая подушками различной конструкции, изменяется от нескольких сотен килограммов до 150 тонн-сил, наибольшее перемещение может достигать 60 сантиметров. Важнейшим преимуществом является то, что для подведения их под поднимаемый объект необходимо свободное пространство толщиной всего около двух сантиметров.

Грузоподъемность гидравлических домкратов с ручным приводом может составлять до 200 т.с. при длине хода соответственно до 555 сантиметров.

Для раздвигания препятствий используют комплекты, включающие расширители, ножницы, компрессор (или баллон со сжатым газом). При помощи комплекта выполняют две основные операции: расширение щели или объема до размеров, необходимых для спасения пострадавших и резки металлических конструкций, препятствующих извлечению пострадавших.

Среди инженерной техники, для этих целей, применяются те средства, технические характеристики которых, соответствуют основным параметрам образовавшихся завалов (высота и площадь завала, объемно-весовые характеристики элементов завала).

Для кранов первостепенное значение имеют такие характеристики, как мобильность, транспортабельность, грузоподъемность, вынос стрелы с максимальным грузом. Лучше всего использовать автомобильные гидравлические краны большой грузоподъемностью, от 10 до 40 т.с., и оборудованные гуськом.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки.

Травмами, характерными для людей, попавших в завалы, являются переломы, ушибы, сотрясение мозга. Специфической травмой считается длительное сдавливание мышц и внутренних органов — синдром длительного сдавливания. При освобождении сдавленного участка тела и восстановлении кровообращения в организм поступает огромное количество токсинов. Перераспределение токсинов и плазмы крови приводит к угнетению деятельности всех систем организма и является причиной смерти пострадавшего в первые минуты после освобождения из-под завала.

Для руководителя спасательных работ важно знать точное время разрушения здания (т.е. начала сдавливания), так как в течение первых 2 часов последствия этой травмы носят обратимый характер и не опасны для человека. За это время спасатели должны освободить как можно больше людей.

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение — комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемых формирований.

К основным видам обеспечения относятся: разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное и др. обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка.

В зоне ЧС остаются частично разрушенные здания и сооружения. Они представляют собой потенциальную опасность по причине возможного внезапного обрушения. В связи с этим руководитель спасательных работ после тщательно проведенной инженерной разведки принимает решение на их укрепление и обрушение. Конструкции частично разрушенных зданий могут быть укреплены специальными приспособлениями: упорами, подпорками, распорками. Обрушение осуществляется тремя основными способами с помощью: шара-молота, тягового устройства (лебедки, трактора, машины) взрыва; категорически запрещается производить обрушение с использованием крана.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду. При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения работы организуются в 2 — 3 смены. При постановке задач ночным сменам предусматривается, что темп работ ночью должен быть таким же, как и в дневных условиях, но, учитывая более сложные условия, заданный объем работ соответственно уменьшается. Смена формирований (подразделений) производится непосредственно на рабочих местах. При этом тяжелая инженерная техника обычно не выводится, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.

Аварийно-спасательные работы считаются завершенными после извлечения из-под завалов последнего пострадавшего и оказания ему медицинской помощи. По продолжительности они могут длиться до 3 — 5 суток.

Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня жизни и здоровья людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, будет рассмотрена на следующей лекции.

Решение о завершении АСДНР и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности, принимает руководитель работ или комиссия по чрезвычайным ситуациям, осуществляющие руководство ликвидацией ЧС.

В целом организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ занимает главное место в деятельности органов управления и сил РСЧС. Это обусловлено тем, что несмотря на приоритет работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уровень реализации природных и техногенных угроз остается очень высоким, а по многим видам бедствий растет. В результате спасение людей является постоянной заботой органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для своевременного выявления неисправностей транспортных средств необходима регулярная автодиагностика, оборудование для диагностики автомобиля должно быть сертифицировано и соответствовать всем стандартам и нормам.