Безопасность. Орловская область

О системе управления качеством

В России уже давно известно понятие «система управления качеством», но немногие предприятия в России обладают соответствующим сертификатом. Считается, что для России неприемлемо широкое применение системы управления качеством: у предприятий отсутствуют средств, для достижения необходимого уровня, чтобы получить сертификат. Тем не менее, ряд учёных и практиков считают, что успешное применение системы менеджмента качества на российских предприятиях возможно. Качество продукции проявляется тогда, когда соблюдаются не только технические требования, но также все условия поставки товара и услуг. Система управления качеством появилась в середине XX века в связи с усложнением хозяйствующих объектов. Как показал опыт, эффективность применения этой системы огромна, и не только из-за того, что снижается брак (прямые затраты), но и снижаются косвенные затраты. Одним из обязательных условий системы управления качеством является измерение удовлетворенности сторон. Крупными компаниями разрабатываются внутренние критерии качества, которые зачастую используют в качестве инструмента конкурентной борьбы. Эти многообразные критерии представляют собой ноу-хау компаний. Небольшим предприятиям труднее определить критерии качества, ответственность за решение этих задач возложена на руководителей предприятий. После того как определены критерии и цели достижения качества на каждом уровне управления предприятием, они адаптируются к сферам своей деятельности и ответственности. В соответствии с требованиями ISO (международный стандарт качества) каждый руководитель обязан документально отразить связи между своими критериями и целями и критериями и целями своих подчиненных. При таком подходе анализируются данные о качестве и выявляются ключевые параметры обеспечения качества. В системе управления качеством интересы сотрудника и их защита являются одним из критериев качества, а руководителя (менеджера) оценивают, по степени его соответствия требованиям стандартов.

Система управления качеством на общество воздействует не извне, а изнутри предприятий, так как мотивация сотрудников (все равно, руководителей или исполнителей) — это источник для удовлетворенности заинтересованных сторон, она помогает согласовать собственные интересы работников с интересами общества. Система управления качеством не ограничена каким-либо предприятием, особенно если является государственным и инструменты управления и контроля, тоже государственные. В этом случае существует проблема соотношения оценок качества на таких предприятиях с оценками в коммерческих организациях.